RSS
Подписаться на новости:      
  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
23
Декабря 2024
Понедельник
 
         

Новая реформа: поможет ли россиянам уравнивание тарифов на электроэнергию?

12.03.20
Новая реформа: поможет ли россиянам уравнивание тарифов на электроэнергию?

 

От эталонных тарифов ЖКХ, похоже, пока решили отказаться, по крайней мере на электроэнергию. Зато, как сообщает комитет Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам, сейчас готовится реформа по формированию единого тарифа на электроэнергию по всем регионам страны. Поясняется, что новые расценки не будут превышать средние по России — 3,4 руб. за 1 кВт•ч. С легкой руки ряда спикеров СФ в ряде СМИ появились уже статьи с заголовками: "Государство усилит регулирование тарифов на электроэнергию", "Валентина Матвиенко сообщила об усилении госконтроля тарифов на электроэнергию" и т.п..
При этом, несмотря на опасения многих экспортов, уточняется, что у регионов, где тарифы уже ниже установленного размера (а таковых сейчас 17), стоимость киловатта в час не повысится. Уже с 2021 года система может заработать. В итоге тарифы "на свет" у регионов России выровняются, причем не у одних за счет других, как это случалось до сих пор.
И это вообще-то все, что пока есть о новой масштабной реформе. Возможно, именно поэтому в озвученной новости я пока вижу не более чем "яркую социальную инициативу" без конкретного обоснования и плана реализации.
Поясню.
Во-первых, не ясно, идет ли речь о населении, о промышленных потребителях или об обеих категориях. А это принципиальный момент.
Во-вторых, не ясно, что именно будет регулироваться и как.
Сейчас тарифы на электроэнергию у нас формируются из следующих составляющих: плата производителю энергии, плата сетевой компании, занимающейся транспортировкой, и плата сбытовой компании + инфраструктурные издержки. О регулировании стоимости какой из этих составляющих тарифа сейчас идет речь? У нас уже регулируются тарифы производителя энергии и тарифы сетевых компаний. (Кстати, сейчас на обсуждении повышение тарифов одной из крупнейших сетевых копаний, ФСК ЕЭС, которое затронет огромное количество промпроизводителей и вполне вероятно, что "отольется" и населению.) Речь о сбытовых? Но тогда нужно полностью менять условия работы рынка, о чем речи не было.
По правилам розничного рынка, энергосбытовые компании имеют право продавать электрическую энергию по свободным договорным ценам. Для них не установлен предел для расчета нерегулируемой цены электроэнергии, не регулируется и сбытовая надбавка. Механизм расчета весьма "пластичен", так как размер сбытовой надбавки определяется органом исполнительной власти на основании расчёта экономически обоснованных расходов, предоставленного сбытовыми компаниями.
Сейчас при огромном количестве недобросовестных сбытовых организаций и "компаний-прокладок", через которые происходит сбыт конечному потребителю, вне зависимости от регулирования базового тарифа конечная цена "в платежке" может расти совершенно непредсказуемо и разниться даже в пределах одного региона. Считается, что наценка сбытовой организации-посредника должна составлять не более 5 процентов, а в действительности составляет от 2 до 20 процентов, а то и более. Но пока я не вижу, чтоб государство реально пыталось взять под контроль эту проблему. И новые меры опять эту проблему не затаронут.
Как указывается в комментариях "Единой России" к готовящейся реформе, "выравнивание тарифов должно привести к снижению цен примерно на 50% в убыточных субъектах". Опять же вопрос: цен на что, за счет каких тарифов?
Положим, все-таки речь идет о региональных тарифах на электроэнергию, которые устанавливают сами регионы в пределах "заданного коридора" и которые сейчас именно в пределах этого коридора все-таки заметно отличаются. Но приведет ли их снижение к снижению конечной цены на электроэнергию на 50 процентов, даже без учета фактора коррупции сбытовых посредников?
- На этот счет у меня есть очень большие сомнения. Грубо говоря, если государство просто "даст денег", то вопрос хоть как-то закрывается. Но про то, что выравнивание будет осуществлено за счет госсубсидирования, пока говорится вскользь. И даже и в случае реализации этого сценария практика работы нашего энергосбытового рынка показывает, что госсубсидирование в действительности в этой области всегда осуществляется по весьма "интересным" схемам. Скажем, до сих пор снижение тарифов для населения в ряде регионов происходило за счет перенесения нагрузки на предприятия, которые в свою очередь, как могли, эти расходы отыгрывали. Работали схемы и по "раскидыванию" расходов на льготы по электроэнергии одному региону между другими.
Каким образом столь условное (с учетом всех сопутствующих накруток) общее усреднение тарифов произойдет сейчас без параллельного повышения "в другом звене" той же энергосбытовой цепочки, мне не ясно. Хочется верить, что хотя бы сами инициаторы реформы этот вопрос прояснить смогли и грядущее усиление госрегулирвания тарифов на электроэнергию не останется пустым пира-ходом.
Привожу таблицу по действующей системе региональных тарифов на электроэнергию.


Регион /Руб. за кВт*ч
Иркутская область
1,11
Республика Хакасия
2,17
Республика Дагестан
2,58
Красноярский край
2,58
Новосибирская область
2,68
Чеченская республика
2,68
Мурманская область
2,76
Республика Крым
3,04
Тюменская область
2,87
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2,87
Ямало-Ненецкий автономный округ
2,87
Оренбургская область
3,08
Забайкальский край
3,08
Республика Башкортостан
3,17
г. Севастополь
3,41
Челябинская область
3,25
Чувашская республика
3,36
Курганская область
3,32
Кемеровская область
3,43
Томская область
3,5
Республика Карелия
3,52
Пензенская область
3,51
Саратовская область
3,55
Республика Тыва
3,64
Республика Ингушетия
3,56
Республика Мордовия
3,64
Липецкая область
3,67
Ярославская область
3,69
Нижегородская область
3,71
Амурская область
3,64
Брянская область
3,79
Республика Марий Эл
3,75
Воронежская область
3,85
Ульяновская область
3,77
Приморский край
3,8
Республика Татарстан
3,78
Удмуртская республика
3,82
Кабардино-Балкарская республика
3,78
Орловская область
3,84
Смоленская область
3,87
Кировская область
3,95
Курская область
3,89
Тамбовская область
3,96
Ростовская область
3,96
Еврейская автономная область
4
Белгородская область
4
Омская область
4,06
Свердловская область
4,08
Алтайский край
4,09
Пермский край
4,13
Республика Бурятия
4,04
Карачаево-Черкесская республика
4,05
Республика Северная Осетия — Алания
4,06
Самарская область
4,17
Калининградская область
4,2
Ленинградская область
4,27
Сахалинская область
4,24
Тульская область
4,35
Волгоградская область
4,32
Тверская область
4,27
Новгородская область
4,35
Псковская область
4,4
Ивановская область
4,5
Костромская область
4,48
Хабаровский край
4,43
Владимирская область
4,48
Рязанская область
4,6
Ставропольский край
4,48
Вологодская область
4,67
Санкт-Петербург
4,75
Республика Калмыкия
4,83
Республика Коми
4,72
Калужская область
4,82
Краснодарский край
4,81
Республика Адыгея
4,81
Астраханская область
4,84
Архангельская область
4,91
Республика Алтай
5,23
Ненецкий автономный округ
5,3
Московская область
5,56
Москва
5,47
Республика Саха (Якутия)
6,19
Камчатский край
6,8
Магаданская область
7,62
Чукотский автономный округ
8,42
 

© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия