Каждый год на российских стройках гибнут десятки рабочих
25.11.19
В основном из-за нарушения требований безопасности. И это лишь верхушка айсберга. Некоторые застройщики стараются скрывать несчастные случаи, чтобы избежать уголовных дел.
Почему на стройплощадках продолжают гибнуть люди и об этом принято молчать.
Существует байка о том, что где-то в бетонных стенах "Москва-Сити" замуровали таджикского строителя, который упал с большой высоты. Якобы его коллеги не придумали ничего лучше, чем спрятать тело. Это, конечно, байка (или нет). Но масштабные стройки всегда забирали жизни. Раньше смертей было больше. Известно, что Санкт-Петербург буквально стоит на костях, идут споры о числе погибших на строительстве БАМа. В ХХI веке с безопасностью, казалось бы, должно быть получше, но в новостях мелькают заметки про упавшего с лесов строителя, про рухнувший башенный кран, про работяг, которых убило бетонной плитой, когда они находились в биотуалете... О таких "рядовых" смертях мы обычно не говорим с друзьями, потому что "ну бывает". Но погибших много, а значительную часть трагедий на стройплощадках просто скрывают, чтобы избежать уголовных дел.
"Мы в Питере работали на реконструкции здания. Так вот, там упал один таджик с высоты и сломал позвоночник. Его по приказу прорабов свои же и вынесли за территорию стройки на Лиговский проспект. Оттуда ему вызвали скорую, как человеку, который отношения к объекту не имеет", — рассказывает молодой человек Артем, который раньше работал строителем.
Профессия эта, хоть и не самая уважаемая и прибыльная, но важная. Как рассказали несколько строителей, травмы происходят оттого, что приходится нарушать технику безопасности, трудиться в неурочное время, рискуя жизнью и здоровьем. А случись что — происшествия пытаются скрыть, иногда цинично.
Артем рассказал, как на стройке проводили инструктаж по технике безопасности. "Инженеры снимают на телефон весь инструктаж, а потом мы осознанно нарушаем эту самую технику безопасности. В целом все истории типовые: ты на бумаге расписываешься и обязуешься соблюдать правила, но фактически тебя вынуждают их нарушать. Если что-то случилось — сам виноват", — объясняет подход к делу молодой человек.
"Это входит в правила игры. Поэтому нужно, как у Цоя, следить за собой и быть осторожным", — говорит он.
Другой собеседник, Раиль, работает строителем в Москве. Он подтверждает, что техникой безопасности действительно пренебрегают очень часто. "Я работал на многих объектах. Иногда с деньгами кидали, потому что у меня не было разрешения на работу. Из-за этого и платили меньше тоже.", — объясняет Раиль.
"Если что-то случалось, то самим разбираться надо было, — продолжает он. — Один парень у нас упал с лесов, разбился. В общем, его родне заплатили, чтобы тело на родину увезти, и еще там какие-то деньги. Не очень большие, если честно, но у них выбора не было — это лучше, чем ничего".
Несмотря на все сложности, Раиль не видел откровенно наплевательского отношения к мигрантам на российских стройках. "Да нормально к нам относились в целом, тут больше проблема в том, что люди на стройку идут не по профессии, а потому, что выбора нет", — поясняет мужчина.
Еще один собеседник — Марат — рассказал, как работа по ночам закончилась для него длительным лечением. "За работу ночью денег доплачивали, мне показалось, что глупо отказываться. А потом я в темноте упал и ногу сломал", — говорит молодой человек. Денег за производственную травму ему дали, но гораздо меньше, чем он мог заработать за время восстановления. При этом Марат не был оформлен на работу официально. Также ему повезло, что он гражданин России и за лечение в больнице платить не пришлось.
В открытых источниках нет точных данных о количестве происшествий на российских стройках. В Минтруда не смогли оперативно предоставить статистику травм на производстве. В то же время, по словам всех собеседников , на технику безопасности на стройплощадках плюют сплошь и рядом. Подрядчики, которые выполняют работы для крупных компаний, часто не имеют в штате инженеров по технике безопасности. Строители расписываются в тетрадочке, хотя инструктажа не было вообще, а затем за безопасностью на объекте никто не следит.
Как выяснилось, это касается и крупнейших девелоперов Москвы. По данным в базе "СПАРК-Интерфакс", практически каждая вторая проверка строительных объектов выявляет нарушения с прямыми или потенциальными угрозами для здоровья и жизни работников.
"Допускается проживание работников", "рабочие не используют каски", "ежедневно не убираются горючие и строительные отходы после работы с рабочих мест", "отсутствует временное ограждение строительной площадки", "допущено расположение складов горючих материалов", "складирование сгораемых отходов на территории стройплощадки", "не выполнены мероприятия по коллективной защите рабочих", "не установлены ограждения на границах опасной зоны грузового подъемника". Все это — выявленные нарушения. Многие из них звучат, на первый взгляд, безобидно. Правда, до тех пор, пока на какой-то строящейся высотке вдруг не произойдет крупный пожар или не обрушится кран. Такое, пусть и не каждый день, но происходит. И даже с некоторым постоянством.
Специалист в сфере строительной безопасности Ирина Фаст отметила, что в России на стройках "много травм и летальных исходов уходит в серую зону". Этим пользуются те, кто должен нести ответственность, и в итоге даже наблюдается тенденция к снижению травматизма. "Огромное количество людей, которых нанимают на строительные объекты, не оформляется должным образом. Особенно граждане из бывших союзных республик. Их инспекция по охране труда не учитывает, потому что на бумаге этих людей нет", — говорит она.
Любой серьезный несчастный случай на объекте — это неминуемая проверка и уголовная ответственность начальника, огласки стараются избегать всегда и работают серыми бригадами, отмечает эксперт. Практически при любом происшествии на стройплощадке можно найти нарушения в работе главного инженера или ответственного за участок. Они допускаются потому, что организовать работы действительно безопасным образом очень дорого.
"При сегодняшней рентабельности строительного бизнеса, думаю, экономически выполнить все требования просто невозможно", — заключила Ирина Фаст.
По статистике судебного департамента при Верховном суде, по статье 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ" в 2018 году были осуждены 156 человек, еще против 204 велось следствие, но до суда дела не дошли. По максимально свежей статистике происшествий, которую обнаружил Daily Storm (за 2017 год), в сфере строительства погибло 86 человек. Это больше, чем в любом другом трудовом секторе. Чаще всего люди гибнут и получают увечья в результате воздействия разлетающихся предметов, воздействия машин, падения с высоты и обрушения конструкций.
Главную причину страданий людей на стройках озвучил аварийный комиссар Евгений Семьянов — член общественного совета по развитию саморегулирования, который занимается выявлением нарушений на стройплощадках, а также оценивает ущерб от ЧП. По его словам, жизни забирает "дикий капитализм".
"Давайте сразу определимся: сами строительные и монтажные работы проводят подрядчики, а не сами вот эти крупные строительные корпорации. Ну и цель их главная какая? Меньше потратить и больше заработать. <...> Могли бы внимательнее за этим следить, а люди бы из-за нормального контроля меньше травмировались, но для кого-то даже цена каски — это лишняя трата".
Собеседник в одной из строительных компаний добавил, что как на качество работ, так и на их безопасность влияет не только "зверский нрав" корпораций, но и желание заказчиков сэкономить: "Когда победителями тендеров становятся компании, которые демпингуют цены на 15-20 и более процентов, то понятно, какие там будут работать "профессионалы", как будет работа организована. Плохо она будет организована".