Компания из Подмосковья «уничтожила» при помощи муляжа 80 тонн сверхопасных отходов, вызывающих «химический СПИД»
А 80 тонн опасных веществ исчезли где-то в подмосковных лесах.
Теперь бизнесменов могут привлечь… за мошенничество.
Восемьдесят тонн отходов, содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ) — соединение, способное разрушить иммунную систему человека и вызывать так называемый химический СПИД — пропали в подмосковных лесах в начале 2018 года. Тогда удалось выяснить, что у компании, которую наняли для уничтожения ПХБ, не было оборудования для таких работ. Более того, этих людей не раз ловили на незаконном сливе химических отходов и загрязнении окружающей среды. Только спустя полтора года после расследования журналистов правоохранительные органы заинтересовались "Прогрессом" — компанией-утилизатором. Но поводом стали не незаконные сливы ПХБ в Подмосковье, а подозрения в мошенничестве: природоохранная прокуратура зафиксировала, что установка для обезвреживания ПХБ — это муляж.
Природоохранная прокуратура 17 октября нашла муляж установки для утилизации вещества, вызывающего "химический СПИД" — полихлорированных бифенилов (ПХБ). Муляж принадлежал компании "Прогресс" — она, вместе со связанными фирмами, на протяжении десятилетия уничтожала опасные отходы по всей стране: от Москвы до Грозного. Среди ее клиентов — нефтяные компании, химические производства, аэропорты, оборонные предприятия. Оценить количество взятых на утилизацию отходов практически невозможно. Ясно только, что речь идет о тысячах, если не десятках тысяч тонн ежегодно.
80 тонн отходов, содержащих ПХБ, пропали в подмосковном Рошале в начале 2018 года. Контракт на утилизацию опасных веществ выполняла компания "Прогресс". Связанные с ней фирмы уже ловили на том, что они устраивали нелегальные свалки химических отходов на заброшенных заводах в Калужской области и выливали тонны отработанной серной кислоты в национальном парке "Угра".
Полихлорированные бифенилы, или ПХБ — это отходы первого, наивысшего класса опасности. После попадания в экосистему — леса, реки, поля, озера — они разрушают ее настолько сильно, что природа не в силах восстановиться. Для человека эти вещества опасны прежде всего тем, что они разрушают иммунитет. При попадании в организм ПХБ вызывают развитие рака, поражения печени, почек и нервной системы. Для беременных женщин бифенилы опасны еще и тем, что могут вызвать у плода врожденное уродство и отставание в развитии.
"Я знаю, что их вывезли куда-то в Ногинский район, но точное место мы найти не можем", — рассказывал нашему корреспонденту оперативный сотрудник, занимавшийся историей с пропажей 80 тонн отходов с ПХБ. Это был конец августа 2018 года.
Особенность уголовных дел о сливе химических отходов — ими могут быть и нефтепродукты, и кислота, и ПХБ — в том, что расследование невозможно начать, если неизвестно, куда мнимые утилизаторы отправили груз. Людей, связанных с "Прогрессом", ловили на загрязнении окружающей среды только в тех случаях, когда им не удавалось замести за собой следы: в 2014-м заброшенный завод в Малоярославце стал источать такую вонь, что горожане обложили жалобами прокуратуру, а в 2016-м в национальном парке "Угра" жители близлежащих деревень неожиданно обнаружили озера черного цвета, которых раньше не существовало.
"Система выстроена так, чтобы как можно меньше людей знали, где произойдет слив. Отходы сначала привозятся на базу компании-утилизатора. Оттуда их забирают автомобили нанятого подрядчика. И заказчик не знает, куда именно повезут эти отходы. Даже бригадир у подрядчика может не знать, только водитель в курсе. Эти опытные — они все тропинки в лесах помнят. И когда сольют, просто дают сигнал наверх: "Готово", — рассказал человек, много лет проработавший в сфере утилизации отходов.
"Прогресс" после истории с пропажей 80 тонн особо опасных отходов и выхода расследования журналистов продолжил работать и, судя по количеству госконтрактов, не снижал темпов. Изменились только названия юридических лиц.
Бенефициары "Прогресса" переименовали его в "Звезду". К участию в госторгах стали привлекать до этого почти не засвеченную "НОК" ("Национальная отходоперерабатывающая компания"), а новых людей нанимать через фирму "Логистика".
Проблемы у "Прогресса" появились только в октябре 2019 года. Природоохранная прокуратура Московской области в середине месяца организовала выездную проверку работ по утилизации отходов в подмосковном Рошале. Вместе с собой прокуроры взяли двух работников компании "Экоэнерготех", единственного в России производителя установок для работы с ПХБ.
17 октября два сотрудника фирмы-производителя получили возможность посмотреть на "свою" установку лично. Оказалось, что это муляж.
"По их словам, установка внешне была похожа на настоящую. Если ориентироваться только на внешний вид, то можно было легко обмануться, но работать на ней невозможно", — рассказал Daily Storm источник в прокуратуре.
Как пояснил собеседник издания, площадка "Звезды" в Рошале выглядела как презентационная: установка, расположенная на территории бывшего химзавода с огромными пустующими чанами, могла произвести серьезное впечатление на потенциальных заказчиков, убедить их, что все серьезно.
Сработало это и с проверяющими из областного Минэкологии. Когда год назад они приезжали в Рошаль, то уверенно утверждали, что установка у "Прогресса" настоящая. Хотя уже тогда производители открыто заявляли, что ничего "Прогрессу" не поставляли.
Материалы из природоохранной прокуратуры в конце октября направили в ГСУ МВД по Московской области для возбуждения уголовного дела.
"Пока речь идет только о мошенничестве", — объяснил источник издания.
Фигурантов в уголовном деле еще нет — только неустановленные лица. И, судя по предыдущему опыту взаимодействия "Прогресса" с правоохранительными органами, шансов, что к ответственности привлекут настоящих владельцев компании, немного. Хотя на одном из судов их имена уже произносились вслух.