Государство и Росстат разошлись в оценке уровня бедности россиян
23.10.19
Если кратко, то, по обнародованным 22 октября данным Росстата, по результатам второго полугодия почти половине россиян (49,4%) хватает денег только на еду и одежду. Как указывается, по сравнению с показателями первого квартала 2019 года число таких жителей немного выросло: тогда процент был на уровне 49,2%.
Правда, есть и хорошие новости: доля тех, кому не хватает ни на что, кроме еды, несколько снизилась за полугодие. Доля россиян, которым денег хватает на еду, но без ЖКХ и одежды, составляла 15,2% в первом квартале 2019 года (уменьшение за год на 1,5%), а во втором квартале - 14,1% (уменьшение за год на 2%).
Несколько неожиданным стал и тот факт, что "лидерами рейтинга бедности" оказались не южные республики или традиционные депрессивные регионы:
- больше всего домохозяйств, которым денег хватает только на еду, статистики обнаружили в Республике Алтай (37%),
- второй оказалась Пензенская область (31,6%),
- Кабардино-Балкария (30,1%) заняла только третье место.
Но в любом случае реакция "сверху" последовала весь быстрая. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что к данным Росстата нужно относиться "очень аналитически".
Аналитически и относимся. Даже если отойти от "крайних" значений и считать "среднюю температуру по больнице", что весьма распространено в статистике, то в России доля трат на продукты питания у населения в среднем составляет более 30 процентов. Это при том, что по ЕС нормальным признан уровень таких трат не более 15 процентов от дохода семьи. Речь не о богатстве и том "золотом проценте" граждан, покупающих яхты и виллы, а именно о среднестатистических семьях, которые могут комфортно существовать, как указывается, тратя на еду не более 15 процентов от своих доходов. Получается, что большая часть россиян в принципе находится "вне зоны комфорта".
Кроме того, как считает евростат, в большинстве случаев есть обратная связь между ВВП на душу населения и долей расходов на еду. Чем больше тратит семья на питание (стоит уточнить, что речь не идет о питании вне дома в кафе и ресторанах), тем меньше она может себе позволить трат на досуг, образование и здоровье и тем выше уровень социальной напряженности в стране.
Действует ли это "правило" на постсоветском пространстве и в России? Можно сказать, наверное, об изначально заниженных социальных требованиях российских граждан, далеких от ожиданий граждан государств "социального благоденствия". Считать тоже можно по-разному - соглашусь с Дмитрием Песковым. Но что удивляет лично меня – это даже не расхождения в определении уровня бедности, как ни крути, все равно высокого в среднем по стране, а его несоответствие общим экономическим показателям. Как сообщал Минфин, профицит федерального бюджета в январе-августе этого года составил 2 триллиона 560,616 миллиарда рублей, 3,7 процента ВВП. Между тем доходы населения падали, так как одним из значимых факторов бюджетного профицита этого года стал рост налоговой нагрузки и сокращение ряда соцпрограмм.
Сейчас принимается бюджет на 2020 год с уже заложенным профицитом за счет незапланированного роста, в том числе нефтегазовых доходов. Стоит ли ждать увеличения доходов населения? Вопрос, наверное, риторический, так как, в отличие от расчетных параметров Евростата и прочих иностранных агентств, в России нет прямой связи между ростом ВВП, доходами населении и даже состоянием экономики. Парадоксально, но факт: рассматривать эти показатели "в связке" в РФ очень сложно.