RSS
Подписаться на новости:      
  • position : 0
  • volume : 0
Change the position:
Как вы оцениваете предложение владимирских эсеров провести народный референдум по возвращению прямых выборов мэра г. Владимира?
 
 
 
23
Января 2025
Четверг
 
         

Самая гуманная тюрьма в мире и как там отдыхают преступники

15.10.19
Самая гуманная тюрьма в мире и как там отдыхают преступники

 


Некоторые убийцы и насильники в Норвегии живут лучше, чем добропорядочные граждане. Так происходит, если после суда преступники попадают в Халден — тюрьму, которую журналисты и местные жители прозвали "самой гуманной в мире".

Тюрьму Халден проектировали несколько компаний из Дании и Норвегии: они выиграли конкурс Министерства юстиции. Перед архитекторами стояла задача: имитировать деревню, чтобы заключенные могли считать себя частью общества. По мнению местного правительства, чем менее заметна разница между жизнью внутри и вне тюрьмы, тем легче будет последующий переход от заточения к свободе. 

В 2010 году, вскоре после открытия, Халден получила премию Арнштейна Арнеберга за дизайн интерьера. Неудивительно, ведь в тюрьме действительно продумана каждая деталь. Во всех блоках стоят белые ламинированные столы, кожаные диваны и элегантные стулья.

Временами обстановка скорее напоминает скандинавский бутик-отель, чем тюрьму класса А", — рассказала журналистка The Guardian Амелия Джентельмен, посетившая расположенный в лесу тюремный комплекс.

Халден — тюрьма строгого режима, поэтому в ней содержатся опасные и особо опасные преступники: насильники, убийцы, растлители детей и т.д. Они составляют примерно половину населения "деревни", то есть около 120-130 человек. Казалось бы, за такими заключенными обязана приглядывать вооруженная до зубов охрана, а по периметру тюрьмы необходимо выставить автоматические турели. Но у норвежцев диаметрально противоположный взгляд на эту проблему. 

Зэки не видят колючую проволоку, электрические заборы и даже башни со снайперами — их просто нет на территории Халдена. Вместо всего этого тюрьму опоясывает высокая стена из стали и бетона (5,6 м на 1,5 км). Архитекторам ставилась задача полностью оградить заключенных от предметов, которые могли бы лишний раз напомнить последним о нахождении в неволе. И только стена стала для них символом и инструментом наказания.

"Мы чувствовали, что это не должно быть похоже на тюрьму. Мы хотели создать нормальность. Ну, а обычную стену вы можете видеть где угодно", — рассказал начальник тюрьмы Аре Хойдаль в интервью The Guardian. 

Что самое интересное, охранники общаются с заключенными, не имея при себе пистолетов и винтовок. Даже дубинки они носят с собой крайне редко. В Халдене считают, что оружие может запугать преступников на реабилитации и спровоцировать социальную дистанцию между ними и персоналом. По этой же причине охранники питаются и занимаются спортом вместе с заключенными. Такое взаимодействие разработано для "создания чувства семьи". 

Половина охранников в тюрьме — женщины. Хойдаль считает, что они помогают минимизировать агрессию зэков. Архитекторы специально спроектировали сторожки так, чтобы в них было тесно: это должно побудить офицеров больше взаимодействовать с заключенными.

Площадь стандартной тюремной камеры составляет 10 квадратных метров — неплохо для тюрьмы. В каждой стоит телевизор и мини-холодильник. Сильнее всего посетителей-журналистов впечатляют отдельные комнаты с душевой кабиной и туалетом, ведь такой роскоши нет даже в приличных общежитиях. Огромные окна без решеток выходят на красочные лесные пейзажи.

На 10-12 камер приходится одна общая зона с гостиной и кухней. В ящиках последней лежат столовые приборы, включая ножи из нержавеющей стали. Едят же заключенные из фарфоровых тарелок. Если им не нравится тюремный рацион, они могут купить продукты в местном магазине и приготовить обед самостоятельно. Ну, а в гостиной находится модульный диван, напротив которого стоит большой телевизор с подключенной игровой консолью.

Несмотря на мнимую свободу, заключенных запирают в их камерах с 20:30 вечера до 7:30 утра. Зато потом их всячески мотивируют покинуть временное жилище. Например, зэкам платят 53 кроны (почти 400 рублей) в день в качестве стимула, если они хотя бы ненадолго выйдут из комнаты.

В Халдене есть большой выбор занятий, чтобы скоротать время на зоне. При желании зэки могут записаться на курсы по обработке дерева, уроки музыки и кулинарии. На территории тюрьмы есть звукозаписывающая студия, библиотека, тренажерный зал со стеной для скалолазания, футбольный стадион и часовня.

Все равно скучно? Тогда можно позвать к себе родственников или друзей: эта опция доступна два раза в неделю, свидания длятся до двух часов. Заключенным даже предоставляют отдельную комнату с диваном и чистыми простынями, если они хотят уединиться с любимым человеком. Для семей с детьми есть комната с игрушками и приспособлениями для пеленания — в ней можно остаться на всю ночь. Правда, особо опасным преступникам в такой привилегии отказано.

Хотя заключенные большую часть своего времени вольны делать все, что захотят, они редко нарушают тюремные правила. По словам администрации, драки в Халдене — очень редкое явление, потому что охранники своевременно предотвращают любые напряженные ситуации. Например, если у преступников намечается ссора, их ведут к тюремному священнику. Зэки не выйдут от него, пока не решат конфликт и не пожмут друг другу руки.

"Даже члены конкурирующих группировок соглашаются не воевать внутри, хотя обещание не распространяется на время после их освобождения. Несколько случаев насилия в Халдене были исключительно в отделении А, где содержатся заключенные с серьезными психическими заболеваниями", — пишет журналистка The New York Times Джессика Бенко. 

Если же человек не прислушивается к офицерам и регулярно нарушает правила, его ждет суровейшее (по меркам этой тюрьмы) наказание. Его запирают в камере в дневное время, а иногда даже отбирают телевизор.

Создатели Халдена изначально планировали, что тюрьма будет предназначена в первую очередь для реабилитации заключенных, а не для их наказания. Поэтому все меры направлены на то, чтобы помочь людям подготовиться к жизни после освобождения. 

"Все, кто находится в норвежских тюрьмах, будут освобождены — может быть, не Брейвик, но все остальные вернутся в общество... Мы не думаем о мести в норвежской тюремной системе, мы уделяем гораздо больше внимания реабилитации" 

"Мы не думаем о мести в норвежской тюремной системе, мы уделяем гораздо больше внимания реабилитации", — рассказал начальник тюрьмы Хойдаль. 

Так как в Норвегии нет смертной казни и пожизненных сроков, из заточения выйдут почти все. Исключением из правил может стать только террорист Андреас Брейвик — убийца 77 человек. Он был приговорен к 21 году, но срок могут продлить по решению суда.

Норвежская тюремная система, несмотря на все отличия от более традиционных исправительных учреждений, на практике показывает положительные результаты. Если верить статистике, уровень рецидивизма в стране не превышает 20% — это почти в четыре раза меньше, чем в США (76,6% по данным U.S. News). 

Американцев поразили эти цифры, и они решили воспроизвести одну из самых гуманных тюрем в мире на территории Северной Дакоты. Для этого чиновники штата съездили на экскурсию в Норвегию, там они набрались опыта у европейских коллег.

Пока государственным деятелям удалось переформатировать лишь несколько тюрем на территории Северной Дакоты. Например, заключенные тюрьмы облегченного режима "Ферма" в Бисмарке (их здесь называют жителями) проводят время на поэтических вечерах и за барбекю. Если у людей есть желание, они могут записаться на дрессировку служебных собак. 

Часть узников живет не в тюремных стенах. Некоторые из них, чей срок подходит к концу, переселяются в помещения, которые раньше использовались нефтяниками во время нефтяного бума. Там есть отдельные комнаты с запирающимися дверями — роскошь для американских преступников.

В местной тюрьме строгого режима тоже произошли серьезные изменения. В частности, с недавнего времени заключенные проводят турниры по софтболу со служебным персоналом учреждения.
 
 

© 2009 Информационный портал политической партии Справедливая Россия