Почему россияне не заметили снижения цен?
Минэкономики России сообщает, что ожидает инфляцию по итогам года на уровне 3,6–3,8%. Такие данные приводятся в докладе "Картина инфляции. Сентябрь 2019 года". Кроме того, министерство прогнозирует нулевой прирост потребительских цен в помесячном выражении (?), что соответствует годовым темпам роста в 4,1%. "Дезинфляционный тренд в ближайшие кварталы сохранится на фоне замедления потребительского кредитования при слабой динамике ипотечного и корпоративного кредита",— сообщается в докладе.
По данным МЭР, в августе годовая инфляция продолжила замедляться — до 4,31% после 4,58% месяцем ранее. Более того, потребительские цены и вовсе снизились в августе на 0,2 процента. Если верить Росстату, Минэкономразвития и Минфину, как минимум второй год инфляция у нас держится на "рекордно низком" уровне. Это цитата. Казалось бы, "исторический минимум" был достигнут в конце 2018 года, ан нет - в августе этого. И то ли еще будет. Только почему-то потребители этого не чувствуют, да и доходы населения снижаются с 2014 года неуклонно, в отношении чего уже выразил свою обеспокоенность Владимир Путин.
"Основной вклад в замедление инфляции внесло сезонное удешевление плодоовощной продукции….". Странно: вот свежее, так сказать, фото из московского "Ашана". Цены со скидками впечатляют, перекрывая зимние. И это на пике урожая! То же можно сказать про молочную продукцию, рыбную, мясную, кондитерские изделия. Сложнее сказать, на что цены снизились. Так откуда же такие цифры? И для чего постоянно объявляется об очередном рекордно низком уровне инфляции?
Причин можно назвать сразу несколько. Совершенно очевидно, что повышение НДС не могло не ударить и по стоимости всех продуктов, но существует большой разрыв между индексом цен промроизводителей и индексом потребительских цен.
Есть и еще один момент, фактически на уровне игры слов: когда речь идет о снижении и дефляции в августе 2019 года цен на продукты вообще или отдельную категорию, то ни СМИ, ни чиновники не уточняют "для широких масс", что речь идет о снижении к предшествующему месяцу, тогда как все месяцы до этого был рост. И если сравнивать первые уже почти 3 квартала 2019 года с аналогичным периодом прошлого года, то мы увидим, что инфляция росла. Если, по расчетам Росстата, в январе-августе 2018 года продукты питания подорожали на 0,7 процентов в сравнении с январем-августом 2017 года, то в этом году в январе–августе к январю-августу 2018 года рост составил уже 6,2 процентов. Но даже и эти цифры едва ли полноценно отражают общие показатели инфляции по двум всем известным причинам.
Первая: В нашей методологии доля трат населения на продукты питания искусственно занижается. И уже многие годы она берется на уровне не более 37 процентов, тогда как в реальности, граждане РФ подавляющую часть доходов тратят именно на питание.
Вторая: Неправильный расчет пропорций продуктов питания в потребительской корзине россиян, на котором основываются и расчеты инфляции. Ну, для примера, считается, что в тратах "на еду" у среднестатистической российской семьи на "молочку" уходит около 3-3,5 процента. А значит, и рост цен на нее не очень и ощутим. Но так ли это?
Таких сознательных или несознательных ошибок весьма много. Но год от года их продолжают игнорировать в расчетах инфляции - может, потому что просто так проще?
Между тем даже по весьма общим расчетам экспертов реальный уровень инфляции в этом году составляет 7-9 процентов. И это именно та цифра, которую (при хорошем раскладе) ощущает на себе рядовой потребитель.