Забавный казус случился на днях с неким курсантом-четверокурсником некоего знаменитого российского военного вуза.
Его отчислили. Не потому, что курсант плохо сдавал экзамены. Не из-за каких-либо нарушений воинской дисциплины или взысканий. А потому что курсант, как внезапно и совершенно случайно выяснилось, помимо российского паспорта имеет еще один - гражданина Финляндии. А значит, имеет возможность свободно выезжать на территорию Евросоюза. И (гипотетически) встречаться там с кем угодно — например, со своими кураторами из ЦРУ.
Может быть, он, как настоящий разведчик, тщательно скрывал это порочащее его обстоятельство? Ничего подобного. По-европейски законопослушный парень добросовестно упоминал о своем финском гражданстве во всех анкетах. Уведомлял соответствующие государственные органы, устно и письменно. И при этом — прилежно учился в элитном высшем военном учебном заведении, имел все положенные курсанту формы допуска, проходил все предметы, в том числе совершенно секретные. И, разумеется, имел действующий контракт с Министерством обороны России.
А для тех, кто не в курсе, напомним, что российское законодательство прямо запрещает двойное (второе) гражданство для сотрудников любых силовых ведомств. В том числе — курсантов военных вузов, будущих офицеров российских Вооруженных сил.
Особо должны усмехнуться те, кто помнит, каким образом поступали в военные училища при СССР. Барьером на пути к карьере советского офицера могло стать не то что басурманское подданство — а просто тот факт, что кто-то из родни во время Великой отечественной в детском возрасте находился на оккупированной немцами территории. Анкеты и автобиографии кандидатов изучались, проверялись, перепроверялись под лупой - и написанное до запятой сверялось с реальными обстоятельствами и требованиями служебных инструкций.
А нашего курсанта, разумеется, отчислили, не дав ему даже возможности отказаться от своего финского паспорта (и тем самым на законных основаниях продолжить учебу). Но как теперь объяснить вышестоящим структурам, каким образом иностранец четыре года досконально изучал то, о чем не имел права даже догадываться? Кто принял решение о его зачислении, кто дал ему допуски?
И главное — ну ладно курсант, он просто наивный юноша, и ЦРУ вряд ли знает о его существовании. Но почему серьезные дяди, офицеры контрразведки училища, даже не читают анкет?