Мы стали «сильно лучше» питаться.
Росстат наконец подвел итоги 2018 года. Странное дело, но при средней инфляции в 2018 году на уровне 4,3 процента многие базовые продукты питания выросли в цене не на несколько процентов, а в несколько раз. И речь вовсе не об элитных винах и даже не о красной рыбе.
Сильнее всего, по сведениям Федеральной службы государственной статистики, подорожали капуста и пшено. Рост цен на капусту и пшено превысил уровень инфляции в 17 раз, составив в среднем 73%. Из-за низкой рентабельности многие аграрии даже начали выводить пшено из оборота. Существенный рост цен официальная статистика зафиксировала и на сахар (28,3%), лук (23,7%) и яйцо (25,9%).
Уже кажется вполне логичным, что при такой ситуации из лекарств сильнее всего подорожал валидол. И наконец, третье место по удорожанию в прошлом году у моторного топлива - из-за роста цен на нефть. А это, считай, "плюс" к ценам на всё. Вопреки официальным заявлениям представителей власти, что рост цен на топливо не оказывает существенного влияния на уровень продовольственных цен, доля бензина в конечной цене, которую платит потребитель, составляет как минимум от 5 до 17 процентов на сельхозпродукцию. Цифры не является секретом, и уж точно не для спикеров от правительства, которые не могут не знать, что даже в буханке хлеба за 50 рублей доля затрат на ГСМ оставляет 5,4 процента…
Но самое печальное даже не в росте цен на продукты, а в том, что он происходит на фоне неуклонного, на протяжении 5 лет, снижения доходов населения. Удивительно, но при декларируемом росте зарплат реальные доходы населения снова снизились и в 2018 году.
А пенсии и социальные трансферты до сих пор так и не достигли даже показателей 2016 года. Печальная тенденция, но именно при таком снижении доходов населения ещё больше возрастают риски роста цен на те самые простые продукты, так называемые "продукты для бедных", которые нечем заменить: картошку, крупы, капусту, сахар. "Россияне стали экономить на рыбе, мясе и фруктах", - констатирует Союз потребителей России, - "стараясь переходить на более дешевые продукты питания". А сужая ассортимент потребляемых продуктов, покупатель компенсирует пробелы в рационе теми самыми "крупой-капустой", которые уже никак не заменишь, товаром с неэластичным спросом, говоря языком социологов.
В итоге, помимо факторов неурожая и роста цен на топливо, в том числе именно рост спроса на базовые продукты становится дополнительным фактором увеличения цен на них же. И это весьма тревожный знак. Мы стали есть заметно более дешевые продукты", подняв спрос. Растет спрос - растет цена? Получается, и винить некого.
Между тем, как ни сокращай, как ни "говори “нет” хамонам", а уже сейчас у большинства россиян расходы на питание составляют от трети до половины дохода, и это еще без учета ЖКХ, притом что в Европе нормой считается расход граждан на питание не более 20 процентов. Что удивительно, основной причиной обнищания населения названы… расходы на ипотеку. Как рост ипотечных выплат связан с расходами на питание – загадка, особенно если учесть, что те же пенсионеры вряд ли массово влезают в ипотечные кредиты. Такие расходы на питание, как у наших семей, в странах ЕС указываются как один из неизбежных вестников грядущего социального взрыва и фактор роста социальной напряженности. Но что для немца смерть… Или для России норма – тратить половину доходов на продукты питания?