Ущерб бюджету Владимирской области превысил 200 миллионов рублей: земельные участки были проданы со скидкой 95%!
Сенатор Антон Беляков поделился с журналистами своими впечатлениями от изучения материалов Счетной палаты Владимирской области, которые несмотря на запреты "руководства", в режиме строжайшей секретности были переданы представителями контрольно-счетного органа.
- Выделил самые интересные факты из отчетов о результатах проверки полноты поступлений доходов областного бюджета в 2012-2013 годах от продажи и сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. При анализе приблизительных оценок Счетной палаты не поступивших в бюджет доходов нужно учитывать, что это еще "мягкая версия", т.к. отчеты составлялись все-таки лояльным к местной власти государственным органом. Можно предположить, что реальный ущерб, нанесенный региональному бюджету, в действительности намного значительнее.
Итак, за два года на торгах, проведенных в форме аукциона, на территории Владимирской области было продано 62 земельных участка, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, общей площадью 22 га.
В 71% случаев (44 из 62) цена продажи земельных участков на аукционах была ниже кадастровой стоимости. Учитывая в целом невысокий размер кадастровой стоимости подобных земельных участков, в городе Владимире часть участков была продана по цене ниже на 67,7% их кадастровой стоимости. В округе Муром кадастровая стоимость некоторых участков была занижена на 94,9%, в городе Коврове - на 70,8%, в городе Гусь-Хрустальном - на 88, 9%!
Участки были проданы, как любят у нас говорить, за копейки! Ведь занижалась даже не рыночная стоимость участков, а кадастровая. Уверен, что любой житель Владимирской области был бы не против прикупить землю за такую цену. Тем более, принимая во внимание, что ее можно было бы сразу продать в несколько раз дороже.
Таким образом недополучение по состоянию на конец 2013 года доходов консолидированного бюджета Владимирской области оценочно составило 205,6 млн.рублей. Просто колоссальные суммы!
Вместе с тем, в некоторых муниципальных образованиях систематически устанавливалась некорректная начальная цена продажи земельных участков, сформированная на основании недостоверной информации отчетов оценщиков.
Например, в г. Коврове как минимум в 2 случаях была осуществлена продажа земельных участков под многоэтажное строительство по рыночной стоимости, определенной оценщиком ООО "АНИКС", с которым не были даже заключены договоры на оказание услуг по оценке рыночной стоимости земельных участков. Этот факт, почему-то, не смутил тогдашнего главу Коврова, господина Каурова. ООО "АНИКС" определило стоимость каждого из участков в 4, 3 млн. руб. Вместе с тем, рыночная стоимость этих же земельных участков, определенная оценщиком ООО "ВладИнком-Групп" по договору со Счетной палатой, в 3,5 раза превысила рыночную стоимость по отчету ООО "АНИКС". Теперь становится понятно, по какой причине договор с оценщиком ООО "АНИКС" даже не был заключен. О мотивации господина Каурова можно только догадываться...
Были выявлены нарушения не только при продаже, но также и при сдаче в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В частности, в нарушение ст. 30 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления Владимирской области допускались случаи предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов, что приводит не только к потерям областного и местного бюджетов, но также и к ограничению конкуренции. Было выявлено 2 таких случая, в городе Владимире и городе Коврове.
Установлены даже случаи спекулятивной перепродажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, например, администрацией г. Коврова с Муниципальным фондом "Развитие жилищного строительства" был заключен договор аренды земельного участка площадью 3039 кв.м. В 2012 году на открытых торгах в форме аукциона состоялась продажа права аренды на указанный земельный участок, победителем торгов стала гр. Ж., предложившая более высокую цену в размере 1086, 6 тыс. руб. От главы города Коврова было получено согласие о передаче прав и обязанностей по договору аренды гр. Ж.
Спустя два месяца гр. Ж. заключила договор переуступки прав и обязанностей на данный участок с гр. К., согласно которому гр. К. выплатил гр. Ж. денежную сумму в размере 2800, 0 тыс. руб. Таким образом, с согласия органов местного самоуправления г. Коврова фактически была совершена сделка по спекулятивной перепродаже права аренды земельного участка, в результате которой состоялось необоснованное обогащение физических лиц.
Надеюсь, все помнят, как действующий тогда ковровский градоначальник Кауров "прихватизировал" в свое время под разными предлогами три служебных квартиры. Думаю, что ответ, дал ли господин Кауров согласие на эту сделку по ошибке и абсолютно на альтруистских основаниях, очевиден.
Нельзя не отметить, что администрациями городских округов систематически практикуется продление сроков договоров аренды земельных участков без проведения публичных процедур, установленных ст. 31 Земельного кодекса при несоблюдении арендаторами условий договоров аренды ("обеспечение освоения участка в установленные договором сроки", "использование участка в соответствии с целевым назначением" и своевременная оплата), что приводит к потерям доходов бюджета в виду отсутствия торгов. Всего был установлен 21 такой случай.
Например, в г. Владимире ООО "Игротэк" был предоставлен земельный участок площадью 5540 кв.м. для строительства всесезонного спортивно-оздоровительного комплекса. В ходе проверки было установлено, что земельный участок не только не использовался по назначению, арендатор еще и несвоевременно оплачивал арендную плату. Несмотря на это, постановлениями главы города Владимира срок аренды ежегодно продлевался без проведения публичных процедур.
Кроме того, проверка показала, что ООО "Игротэк" необоснованно предоставлялись преференции, то есть скидки, при начислении арендной платы при нарушении арендатором нормативных сроков строительства.
В абсолютно аналогичных случаях администрации муниципалитетов отказывали арендаторам в продлении договоров, что дополнительно свидетельствует о двояком применении норм действующего законодательства и субъективном подходе, что, в свою очередь, может быть расценено не иначе как коррупциогенный фактор.
Летом прошлого года мы уже предали огласке информацию, что Фонд Юрия Хигера, строивший парк в старых садах между ДТЮ и "белым домом", долгое время арендовал эту территорию в два десятка гектар в самом центре города в прямом смысле за копейки. В 2009 году плата составляла 64 копеек в месяц, в 2010 - 83 копейки, а в 2011- 1 рубль 24 копейки! И лишь в последующие годы она была относительно повышена. Напомню, что господин Хигер в описанный период времени являлся депутатом СНД г. Владимира и занимал должность заместителя председателя комитета по экономике, собственности, земельным отношениям, архитектуре и градостроительству.
Оказалось, что эти факты и до нашей публикации были известны Счетной палате Владимирской области, только почему-то как всегда были положены "под сукно"....
Как я уже отметил, цифры недополученных бюджетом доходов просто поражают. И только вдумайтесь, что это лишь по данным проверок за два года. И лишь по итогам сделок с земельными участками, государственная собственность по которым не разграничена. Только из-за продажи 44 земельных участков ниже их кадастровой стоимости в консолидированный бюджет Владимирской области не поступило 205, 6 млн рублей!
Страшно представить, сколько миллионов рублей ежегодно из-за недальновидных, а скорее всего, коррупционных решений органов местного самоуправления Владимирской области не поступают в консолидированный бюджет нашего субъекта, "оседая" в чьих-то карманах или на оффшорных счетах...
По факту совершения описанных нарушений мы обратимся в правоохранительные органы. И в дальнейшем будем информировать жителей области о выявленных злоупотреблениях со стороны органов местного самоуправления, - заключил парламентарий.