Почему региональные счетные палаты не выявляют растрат бюджетных средств?
Важное значение в Послании Президента было уделено борьбе с коррупцией. И хотя работа по противодействию коррупции ведется в течение достаточно длительного времени, внимание на этой теме было акцентировано не случайно, считает сенатор Антон Беляков.
"Мы постоянно сталкиваемся, нередко на собственном опыте, с фактами злоупотреблений должностными полномочиями на уровне регионов, - рассказывает Беляков, - Аресты губернаторов, вице-губернаторов и депутатов региональных парламентов, пойманных на взятках, стали привычным явлением и регулярно фигурируют в новостных сводках. И мы почему-то не обращаем внимания, что растраты средств региональных бюджетов обнаруживают активисты, общественные организации, специально созданные комиссии из Москвы, а не государственные органы, призванные выявлять подобные хищения".
"Получается, что механизм финансового контроля, предусмотренный на региональном уровне, не работает, - отмечает Беляков, - За примером далеко ходить не нужно. Где отчеты, опубликованные Счетной палатой Сахалинской области? Почему уголовное дело было заведено, когда уже нечего было красть?".
По мнению сенатора, российские чиновники, увы, привлекаются к ответственности за хищения, только когда на то есть политическая воля, а не тогда, когда правонарушение вскрывается. Можно только предполагать, сколько еще материалов о растратах лежит под сукном и дожидается своего часа.
"Почему счетные палаты субъектов, выявившие факты растраты бюджета, не оглашают результаты своих проверок и не обращаются в правоохранительные органы? Почему акты проверок пишутся полуразмытыми тонами? Ответ прост: контролирующий орган зависит от региональных властей. Он формируется законодательным органом субъекта. Аудиторы живут и работают на подконтрольной губернатору территории. Зачем руководству счетной палаты лишний раз усложнять себе жизнь? Намного проще "покрывать" совершенные правонарушения, чем изобличать их и идти наперекор власти. Как говорится в русской пословице, собака помнит, кто ее кормит", - поясняет Антон Беляков.
"Удивительно, но с подобной ситуацией я лично столкнулся в своем регионе, запросив в Счетной палате Владимирской области копии отчетов и актов проведенных проверок бюджетов муниципальных образований, - рассказывает Беляков, - Председатель Счетной палаты И.В. Тулякова отказалась предоставить мне запрашиваемую информацию под крайне надуманным предлогом, якобы изготовление копий необходимых документов не предусмотрено сметой контрольного органа. Но я ведь не "покушался" на средства бюджета Счетной палаты ВО и был готов самостоятельно оплатить все расходы по копированию и брошюровке материалов".
"Конечно, я добьюсь предоставления этих сведений. Мною уже направлен запрос Генеральному прокурору Ю.Я. Чайке с просьбой принять соответствующие меры прокурорского реагирования, дать оценку действиям Председателя Счетной палаты И.В. Туляковой и в случае необходимости привлечь ее к предусмотренной законом ответственности".
"Но на проблему нужно смотреть шире. Невозможно каждый раз привлекать к ответственности отдельно взятого руководителя областной Счетной палаты. Встает вопрос о целесообразности и эффективности порядка формирования органа финансового контроля субъекта. И если мы хотим остановить систематические хищения из региональных бюджетов, эту проблему нужно решить в первую очередь", - заключил Антон Беляков.