Карантин по-русски: Аэрофлот не пропадет
В 00 часов с 13 марта Россия ввела почти полный запрет на полеты в Германию, Испанию, Италию и Францию. Об этом сообщил оперативный штаб правительства по борьбе с коронавирусом, который возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова.
В сообщении "Аэрофлота" отмечается, что в связи с эпидемиологической ситуацией в городах Китая, Южной Кореи, Ирана, Израиля, Италии, Германии, Франции и Испании для пассажиров, вылет которых был запланирован до 20 марта 2020 года включительно, возврат и перебронирование осуществляется без штрафных санкций в любой день до 30 апреля 2020 года. Для пассажиров, вылет которых был запланирован после 21 марта, обмен или возврат билетов без штрафов возможен в течение всего срока действия билета.
А с 16 марта вводится "почти полный " запрет пассажирских воздушных перевозок в страны Евросоюза, а также Швейцарию и Норвегию, включая и рейсы обратного направления. Об этом сообщили в оперативном штабе по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, которым руководит вице-премьер Татьяна Голикова.
Казалось бы, все логично: лучше поздно, чем никогда, если бы не одно "но". На самом деле за этим "почти" стоит тот факт, что запрет касается ВСЕХ авиакомпаний, кроме "Аэрофлота".
Если что, то даже в разгар эпидемии в Китае, "Аэрофлот" не прекращал рейсы Москва-Пекин и Пекин-Москва. И сейчас ни о каком прекращении авиасообщения с указанными четырьмя странами "перечня" речи не идет. Хотя количество рейсов уменьшится, прямые рейсы из Шереметьево в столицы всех европейских стран и обратно будут сохраняться, как и прежде. Сохранится и часть рейсов в указанные страны из Санкт-Петербурга (в Санкт-Петербург). Только вот компания на рынке останется одна. И эта компания, конечно, "Аэрофлот". Более того, на фоне устранения всех других авиаперевозчиков авиабилеты, которые, казалось бы, должны были дешеветь при снижающемся спросе, уже сейчас заметно выросли в цене. И это еще без учета роста курса валют.
Что касается роста курса валют, то Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже призвала россиян покупать билеты "на будущее", так как в ближайшее время они могут подорожать более чем на 10 процентов в связи с изменением курса валют с 12 марта. "Эксперты считают, что 10-11 марта – самое удачное время для покупки авиабилетов за границу", – говорится в сообщении пресс-службы. Не спешить возвращать купленные билеты призывал и "Аэрофлот". (Хотя за россиянами и сохраняется право возврата без штрафов авиабилетов в "страны риска" в установленный срок).
Заявление где-то логичное, но не вполне обоснованное в свете отсутствия пока четких прогнозов завершения или хотя бы спада эпидемии коронавирусу, признанной ВОЗ пандемией, эпицентром которой становится теперь Европа. Понятно, что под откос идет весь рынок раннего бронирования в канун начала высокого сезона, но все-таки авиакомпании стоит как-то определиться с озвучиваемыми призывами….
Есть и другой важный момент: "Аэрофлот" связывает обычно цены на билеты с ценами на авиакеросин, то есть в конечном итоге с ценами на нефть, но как раз она-то и дешевеет. При этом налоги компания платит в рублях. Таким образом на фоне падающего рубля повышение цены на авиабилеты просто по принципу "доллар/евро растет", как мне кажется, выглядит лукаво. Только повысятся они непременно, тем более что теперь и без того фактический монополист российского рынка авиаперевозок получил дополнительный карт-бланш. Некоторое время "Аэрофлот" останется единственной компанией -авиаперевозчиком по самым популярным и массовым направлениям, а потом значительная часть игроков просто вынужденно уйдет с рынка, не пережив потерь.
Если кратко, то при нынешнем раскладе большая часть авиакомпаний в РФ ждут банкротства, тогда как "Аэрофлот" имеет все шансы отыграть свои потери.
Вопрос "закрытия" страны для пассажирских авиаперевозок в действительности очень сложный и с экономической точки зрения и с этической, хотя по состоянию на данный момент ряд стран пошли на этот шаг. В частности, Президент США Дональд Трамп объявил о приостановке всех пассажирских перевозок из континентальной Европы на 30 дней, чтобы сдержать распространение коронавируса SARS CoV-2З. Запрет на въезд иностранных граждан без вида на жительство ввела Чехия. "Закрылся" для туристов Израиль, то есть схемы поведения для сдерживания эпидемии есть разные. Мне в данной ситуации не понятна сама логика "российской схемы", в которой не ясно, что все-таки находится в приоритете для борьбы с коронавирусом: меры предотвращения его распространения или укрепление экономического положения крупнейшей авиакомпании с мощными лоббистскими ресурсами.
Хочу подчеркнуть, что лично я не беру на себя на ответственность и не призываю полностью "закрыть" небо над страной, но, согласитесь, пока реализуемая в этой области стратегия выглядит несколько противоречиво.