Как Минздрав предлагает бороться с нехваткой врачей?
Важное событие для нас, медиков: уже на государственном уровне официально были озвучены ключевые проблемы российской медицины - нехватка врачей и тяжелое состояние значительной части медучреждений. И это определенный прорыв, так как до сих пор Минздрав весьма "вяло" сообщал о некотором дефиците врачей, а регионы и вовсе иной раз умалчивали о неприятной статистике.
Но последние резонансные события вокруг нехватки врачей уже привлекли внимание на самом высоком уровне. И 20 августа Владимир Путин провел совещание по проблемам здравоохранения. Как сообщил президент, "в первичном звене не хватает более 25 тысяч врачей и более 130 тысяч средних медицинских работников, среднего медперсонала, не хватает узких специалистов". Кроме того, среди основных проблем российского здравоохранения Владимир Путин выделил "износ основных фондов поликлиник, центральных районных больниц, районных больниц, износ или отсутствие медоборудования". Наличие проблем подтвердила и глава Минздрава Вероника Скворцова, более того, представив весьма развернутый и местами просто фантастический план реформ.
Коснусь некоторых из них, затрагивающих именно вопросы обеспеченности медицинскими кадрами:
поручение субъектам Российской Федерации увеличить прием в средние специальные медицинские учреждения до уровня не ниже 1990 года;
поручение субъектам Российской Федерации в обязательном порядке предусмотреть социальный пакет для медицинских работников первичного звена и скорой помощи. Особую значимость имеет закрепление обязательств регионов по обеспечению медиков служебным жильём, в том числе передача служебного жилья через несколько лет работы. (Как отмечала Скворцова, в 2018 году шесть регионов вообще не предусмотрели никаких методов соцподдержки медикам, а 79 регионов обеспечили жильём 0,4 процента врачей и 0,1 процента среднего медицинского персонала.)
Кроме того, особые надежды глава Минздрава связывает с уже реализуемым проектом внедрения "Новой модели медицинской организации" на основе "бережливых технологий", в том числе, скажем, позволяющих бороться с очередями в поликлиниках с помощью системы электронной регистратуры. И это при том, что, как я уже не раз писал и показывал на примере больниц Владимирской области, электронная очередь может заметно улучшить ситуацию, если, грубо говоря, есть кому принимать. Если же элементарно не хватает специалистов, то, как ни унифицируй систему учета и записи, время ожидания медпомощи не сократится.
Правда, это только часть новшеств, которые предлагаются для улучшения ситуации.
Например, предусматривается ряд новых институтов. Так, предлагается "внести на законодательном уровне статус молодого специалиста и врача-наставника - человека с первой или высшей категорией, работающего не менее пяти лет по своей специальности, – для того чтобы обеспечить работу в государственной системе здравоохранения под контролем квалифицированных специалистов на протяжении не менее трёх лет выпускникам соответственно и специалитета вузов, и ординатуры". Есть и ряд других, в принципе, интересных нововведений, в том числе уже апробированных в мировой практике.
Но, что бросается в глаза, ключевую роль в решении проблем российской медицины должны играть регионы, контроль которых будет усилен. Это вполне объяснимо, так как финансирование многих "статей" медобслуживания действительно определяется территориальной программой каждого региона, доходами, которые территориальный фонд ОМС получает от всех застрахованных, то есть в значительной степени "завязано" на экономический уровень самого региона. Именно поэтому представляется не совсем верным очередной "перевод стрелок" на субъекты, имеющие разные бюджеты, далеко не всегда "выравниваемые" поддержкой федерального центра. Далеко не каждый регион способен стимулировать приход новых кадров предоставлением бесплатного жилья, даже если контроль за исполнением таких поручений Центра будет усилен. При этом проблема оттока медицинских кадров в коммерческий сектор, нехватка врачей в отдельных регионах по большей части обусловлена недостаточным уровнем оплаты врачей, сильно разнящимся даже от города к городу, не говоря уже о разных регионах, и, как это ни печально, системными ошибками проводимой реформы здравоохранения, которые Минздрав пока не готов признать. Среди мер борьбы с "низкими зарплатами" врачей Вероника Скворцова в том числе предлагает закрепить минимальный уровень соотношения средней заработной платы к средней по экономике региона при внутреннем совместительстве 1,2 — вообще-то, достаточно логичная мера. Но как этот шаг позволит пресечь буквально бегство медицинских работников в более "богатые" регионы и города, особенно из граничащих населенных пунктов, равно как и снизить отток в коммерческую медицину — остается непонятно. Что мне не вполне понравилось - это и обход вопроса роста средней нагрузки на врачей, которая, так же как и низкая оплата, важная причина сложившейся критической ситуацией с дефицитом медицинских работников.
Хочется верить, что личный контроль президента улучшит положение. Но в озвученных мерах дальнейшего реформирования здравоохранения я пока не увидел действительно четкой стратегии борьбы с наиболее серьезными проблемами. Переход от советской модели, на остатках которой сейчас работает - и успешно работает - российская медицина, к западной, более экономически эффективной, пока дается ценой потери качества.